В современных условиях широко развитой компьютерной индустрии очень важную роль отводят не только техническому оборудованию, но и программному обеспечению, с которым и работает пользователь. Действительно, ведь практически вся наша работа с компьютером осуществляется с помощью специальной программной среды, в состав которой входят утилиты, драйвера, прикладные и офисные пакеты и т.д. Но самый главный ее компонент — это графический интерфейс, который позволяет человеку общаться с компьютером, позволяя заменить ввод сложных машинных команд на обычные щелчки клавишей мышки. Как известно, графическая оболочка является неотъемлемой частью всех современных операционных систем. На сегодняшний день известно несколько классификаций графических интерфейсов. Одной из них является деление пользовательской оболочки на так называемый, «дружественный» и «враждебный». Для первого типа все элементы берутся непосредственно из самой операционной системы. Как правило, принято считать, что интерфейс пользователя является «дружественным», если он уже интуитивно понятен человеку. При работе с программой, обладающей такой оболочкой, у него не возникает проблем с тем, что понять, где какая панель или кнопка находиться, где какое меню расположено и т.д. Замечательно, что проектирование подобных интерфейсов с одной стороны довольно легко, а с другой и весьма сложно. Простота состоит в том, что при создании программы с подобной средой не надо придумывать какие-либо сложные элементы, все должно быть предельно просто. А сложность заключается в том, что программисту нужно очень четко и правильно расставить и скомпоновать все части интерфейса. При этом все разработчики опираются на принцип юзабилити, согласно которому программная среда должна быть удобной, понятной, максимально доступной пользователю. Пример таких оболочек можно увидеть в стандартных приложениях операционной системы Windows (Калькулятор, Блокнот и др.). Казалось бы, что создать такую оболочку не составит особого труда, однако так полагать было бы довольно ошибочно. Дело в том, что далеко не каждый программист сможет реализовать хорошую графическую среду для пользователя. Именно поэтому для разработки особо важных продуктов многие фирмы и организации привлекают к этому делу только самых опытных профессионалов. Нестандартные (их еще называют «враждебные» интерфейсы) тоже имеют свои преимущества. Не стоит думать, что они и в самом деле враждуют с пользователем, если судить по названию. Стоит отметить, что для таких интерфейсов все элементы создаются специально. «Враждебными» их называют по причине того, что большинство из них пугают пользователей тем, что они отличаются от стандартных, ему приходиться специально изучать графический интерфейс, что вызывает недовольство. Однако преимущество такой среды состоит в том, что она может быть создана максимально красочной, привлекательной, в ее состав может входить огромное количество отдельных программных модулей, компонентов которые могут выполнять массу различных функций. Следовательно, и программа, имеющая такой интерфейс, будет более функциональной. Стоит сказать, что на сегодняшний день «враждебные» интерфейсы уже давно взяли верх над стандартными, поскольку их использование, как показывает практика, более эффективно и прибыльно. При созданию подобных оболочек также используют известный принцип юзабилити, который делают программу удобной, простой, а нашу работу с ней приятной.